Клиент

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), один из лидирующих банков сектора потребительского кредитования в России.  Входит в ТОП-100 крупнейших российских банков и работает с 6 миллионами клиентов в России. Сеть «Ренессанс Кредит» насчитывает 170 отделений и 29 196 точек продаж в 68 регионах России. Количество сотрудников банка около 7 тысяч человек.

Кредитный портфель банка достиг отметки в 2,5 млрд. долларов.  Портфель розничных депозитов  увеличился до 1,7 млрд. долларов.

Проблема

Для того чтобы успешно конкурировать на рынке потребительского кредитования, Банк регулярно обновляет продуктовую линейку, расширяет партнерскую сеть по продажам своих услуг, постоянно оптимизирует работу с профилями клиентов для снижения рисков невозврата кредитов.

Все изменения неразрывно связаны с модификациями банковских систем и приложений,  которые, по сути, обеспечивают работу Банка.  Таких систем в Банке более 40, многие из них тесно интегрированы друг с другом и, таким образом, изменения в одной системе неизбежно затрагивают работу других.  Помимо собственной команды разработки к развитию этих приложений также привлечены 8 независимых Компаний-разработчиков ПО.

Сложная интегрированная гетерогенная ИТ-инфраструктура, высокая степень автоматизации всех банковских операций, сжатые сроки выпуска новых релизов, а также отсутствие координации, правил и единого  контроля за установкой изменений в продакшн-среду Банка привели к тому,  что регулярные сбои в работе банковских систем стали причиной существенных финансовых потерь Банка и нанесли ему серьезный репутационный урон.  Время простоя после обновлений по ряду ключевых приложений достигало до 2 часов в день, что по оценкам аналитиков Банка равнозначно прямым финансовым потерям в размере $55 000 в год не выданных кредитов.

Правлением Банка был инициирован проект по повышению качества используемого ПО, а также созданию единых правил и стандартов для всех внешних Компаний-разработчиков ПО, которые внедряют свои решения в промышленную среду Банка.

Решение

Опираясь на свой опыт, Bell Integrator предложил организовать Единый Центр Обеспечения Качества для управления всеми изменениями, которые вносятся в промышленную эксплуатацию Банка. В зону ответственности Центра вошли:

  • Тестирование всех обновлений, новых программных продуктов, исправлений, устанавливаемых в промышленную эксплуатацию
  • На собственной материально-технической базе организация и поддержка тестовых сред для проведения интеграционно-функционального, нагрузочного и автоматизированного тестирования
  • Создание тестовых сценариев, обеспечивающих заданный уровень покрытия реализуемых функциональных требований
  • Создание и контроль процесса управления мощностями: проведение регулярного нагрузочного тестирования и составления планов развития вычислительных ресурсов Банка
  • Автоматизация регрессионного тестирования на уровне 80% от общего функционала систем, используемых в Банке
  • Сопровождение пользовательского тестирования
  • Разработка и поддержка в актуальном состоянии методик, регламентов и стратегий тестирования в зависимости от класса систем, эксплуатируемых в Банке (бизнес-критичных, поддерживающих бизнес и поддерживающих офис)

Реализация данного проекта потребовала от Bell Integrator организации многопрофильной команды, в которой оказалась сосредоточена экспертиза по таким направлениям, как:

  • Администрирование тестовых сред, построенных на технологиях:
    • IBM pSeries, Sun SPARC , HP, EMC, Cisco (hardware)
    • Oracle, IBM WebShere, IBM Webshere Process Server, VMWare (software)
    • AIX, Linux, Sun Solaris Win (OS)
    • Symantec NetBackup
  • Управление Интеграционно-Функцональным Тестированием
    • HP ALM, Jira
    • IBM - автоматизация регрессионного тестирования
    • HP Load Runner – инструмент для проведения нагрузочного тестирования
    • Jira – планирование, контроль и отчетность по выполненным работам
    • SVN  - единый репозиторий для хранения скриптов автоматизированного и нагрузочного тестирования
    • Конфлюенс – единый репозиторий по хранению разработанной проектной документации, регламентов, стратегий и пользовательских инструкций.

Среди 65 специалистов, работающих на проекте, было:

  • Сертифицированный руководитель проекта – 1 человек (PMP)
  • Сертифицированных администраторов  баз данных Оракл – 3 человека (сертификат)
  • Сертифицированный инженер Cisco – 1 человек (сертификат)
  • Сертифицированные инженеры по продуктам IBM WebShere – 3 человека (сертификат)
  • Сертифицированные инженеры по продуктам IBM автоматизация – 4 человека (сертификаты)
  • Сертифицированные инженеры по продуктам  HP ALM  - 11 человек (сертификаты)

Проект был реализован за два этапа: подготовительного и этапа эксплуатации. Реализация подготовительного этапа заняла 3,5 месяца. За это время была сформирована команда, подготовлены тестовые среды, проведена классификация систем, в соответствии с которыми разработаны регламенты, методики и стратегии тестирования.

На втором этапе проект перешел в стадию эксплуатации, и в первые же 2 месяца было зафиксировано более чем полуторное снижение количества инцидентов, зарегистрированных в системе Service Desk Банка.

Результат

По результатам  6 месяцев после начала Этапа Эксплуатации значение основных KPI, определяющих качество работы основных систем Банка изменилось следующим образом:

  • Агрегированный Средний Индекс доступности по Системам 1-го класса вырос на 31%  и составил 99,1%
  • Суммарное время простоя по всем системам 1-го класса снизилось до 129 мин. в мес.