0

29 сен 2020

Профессионалы предоставляют комплексные ИТ-сервисы

Российский рынок ИТ-услуг и аутсорсинга, по оценке Tadviser, в рублевом исчислении неуклонно рос в период с 2014 по 2018 год. IDC по итогам 2019 года зафиксировала 8% рост рынка ИТ-услуг в долларовом выражении, зафиксировав его объем на уровне 5,57 млрд USD. При этом, как говорят эксперты, многие компании стали развивать собственные ИТ-компетенции, отъедая тем самым часть бизнеса у внешних поставщиков. Вы согласны с такой оценкой российского рынка?

АНДРЕЙ ЭЗРОХИ: Ситуация с аутсорсингом на финансовом рынке меняется циклически или, если хотите, волнообразно. На сегодняшний день мы действительно наблюдаем процесс существенного наращивания штата собственных ИТ-специалистов у наших клиентов.

В определенные периоды банки и финансовые компании ориентируются на индустриальные ИТ-решения и сервисы профессиональных ИТ-интеграторов и активно пользуются ими. А потом тренд меняется на обратный, и заказчики начинают наращивать внутренний штат и компетенции, переходят на «доморощенные» подходы, а к внешним партнерам обращаются за необходимыми для себя ресурсами. «Длина волны», по моим наблюдениям, составляет примерно 7-8 лет и зависит от множества факторов и рыночных трендов, которые также циклически сменяют друг друга.

Безусловно, в текущей ситуации мы всегда готовы поддержать наших клиентов и предоставить ресурсы, усиливая их внутренние команды. Но, в отличие от кадровых агентств и множества появившихся на рынке псевдо-ИТ-компаний, занимающихся только сдачей ИТ-персонала в аренду, мы не просто находим и выводим специалистов для наших заказчиков, но и снабжаем их необходимой экспертной поддержкой со стороны нашего внутреннего производства и наших центров компетенций, помогаем с координацией проектов, проводим аудит процессов и результатов. Ведь управление разработкой и внедрением систем – это и есть наш основной бизнес, и мы стараемся комплексно помочь нашим заказчикам прийти к необходимому результату в срок и с неизменно высоким качеством.

Как Вы оцениваете данный процесс, его предпосылки. Хорошо это или плохо? Почему?

АНДРЕЙ ЭЗРОХИ: Предпосылок к такому процессу несколько – во-первых, тотальная транспарентизация, или, попросту говоря, повышение прозрачности процессов внутренних ИТ-служб, привела к тому, что бизнес-заказчики довольно неплохо в целом разобрались в ИТ. Еще 8-10 лет назад бизнес воспринимал ИТ-подразделения как «волшебников-кудесников», которые по одним им ведомым законам вдруг заставляют системы работать, продукты внедряться, а процессы автоматизироваться. Бизнес лишь интересовали стоимость и сроки. Естественно, в этих условиях появился запрос на повышение «прозрачности» ИТ – внутренние и внешние ИТ-специалисты постарались объяснить бизнес-заказчику, как это работает и почему столько стоит, причем на простом, бытовом языке. В результате сегодня многие бизнес-лидеры считают себя компетентными принимать ИТ-решения. При этом нередко складывается ситуация, в которой бизнес принимается за внедрение тех или иных решений в отрыве от централизованной ИТ-службы, параллельно с ней.

Отсюда возникает вторая предпосылка – повышенная доступность финансирования, проще говоря, бюджетов на разработки. Теперь зачастую не ИТ-служба защищает бюджеты проектов и затрат на ИТ, а сам бизнес «выделяет» средства на свои же проекты.

И в этом плане многое зависит от роли и позиционирования CIO, ИТ-лидера внутри организации. В нынешних условиях, ИТ-руководителям вновь приходится отстаивать свою роль бизнес-партнера, стратегического члена команды, а не поставщика ресурсов. Повышение доверия бизнеса к ИТ-службе – залог применения профессиональных и индустриальных решений, вместо изобретения собственного колеса. От CIO требуется четкая ИТ-стратегия, жесткие индустриальные стандарты и понятный предсказуемый результат.

Почему использование опыта внешних компаний – интеграторов и разработчиков просто необходимо, на Ваш взгляд? В чем их безусловная дополнительная ценность?

АНДРЕЙ ЭЗРОХИ: Зачастую, даже при декларировании подхода на наращивание компетенций, по сути, лишь растет численность ИТ-персонала, причем различной квалификации – как высокой, так и крайне посредственной.

Мой опыт говорит о том, что с точки зрения эффективности – скорости внедрения ИТ, правильности применения инструментов, целесообразности и т.п. – все крайне «просело» в тех организациях, которые сменили курс с привлечения профессиональных ИТ-услуг на раздувание штата внутренней ИТ-службы.

Ведь основная ценность ИТ-компаний не в том, что у нас есть ресурсы, сотрудники, которых нет у заказчика, а в колоссальном опыте и широчайшем кругозоре в этой сфере, в отработанных и выверенных технологиях производства и внедрения ИТ-инструментов. Иными словами, мы знаем, как правильно применять эти инструменты, и способны шире смотреть на все эти вопросы.

Ну ведь очевидно, что мы, интеграторы, самостоятельно исполняя подобные проекты десятки, а то и сотни раз, способны сделать их изящнее, быстрее, эффективнее – просто потому, что у нас накопился такой опыт.

На мой взгляд, в настоящее время уровень зрелости российского банковского бизнеса не создает потребности в «натурализации» ИТ. Некоторые финансовые организации пошли по пути создания собственных дочерних технологических компаний. Однако, так или иначе, ресурсы, компетенции, идеи и подходы у таких технологических «дочек» всегда ограничены рамками головной организации, и без внешних ИТ-партнеров все равно обойтись не удается.

Полный материал читайте по ссылке на сайте Tadviser.