Невидимые роботы
Роботы в рознице – чем обусловлена внезапная популярность этих решений у ритейлеров? В чем сложность внедрения? Какой софт выбрать? И какое будущее у данной технологии? Рассказывает Кирилл Филенков, руководитель направления роботизации компании Bell Integrator
Бизнес всегда будет выбирать решения, которые позволят делать дела быстрее, качественнее и за меньшие деньги. «В теории RPA-технологии должны предоставить бизнесу данные преимущества, однако не все так гладко, – делится своими соображениями Кирилл Филенков, руководитель направления роботизации компании Bell Integrator. – Во-первых, подавляющее большинство средств RPA платные, что означает ежегодные расходы на лицензии. С учетом курса доллара и уровня заработных плат в нашей стране порой проще нанять целый штат низкооплачиваемых сотрудников для рутинных задач, чем создавать и поддерживать роботов. Во-вторых, в России до сих пор распространен бумажный документооборот, с которым роботизация попросту не справляется. Любая автоматизация закончится тогда, когда заявления нужно писать от руки и согласовывать в «кабинете номер 68 в соседнем корпусе в порядке живой очереди». По его словам, есть еще ряд причин, препятствующих развитию RPA в нашей стране, однако для понимания картины приведенных выше более чем достаточно.
Когда очные согласования документов стали практически невозможны, компании одна за другой начали меняться в сторону цифровизации. «Как следствие, разработчиков, да и ИТ-специалистов в целом, не хватает, заработная плата хоть и не сильно, не во всех областях, но начала расти. Следовательно, все больше бизнес-процессов становится возможно роботизировать, RPA становится все более выгодным, – поясняет Кирилл Филенков. – Однако, на мой взгляд, говорить о каком-то прорыве в данной области или «свежем взгляде» преждевременно. Просто современные реалии изменились. RPA все чаще воспринимается как инструмент, позволяющий повысить качество бизнес-процессов и сократить фонд заработной платы, а не как «хипстерская новинка».
В доковидные времена применение RPA подчас не только не снижало, а, наоборот, повышало стоимость производства. Разумеется, в таких реалиях не о каком массовом внедрении RPA и речи быть не могло. «Конечно, сказать, что RPA не применялось вовсе, будет некорректно, но долгие годы данная технология оставалась в нашей стране узкоспециализированной и применялась точечно, по необходимости», – вспоминает Кирилл Филенков.
По мнению компании Bell Integrator, Опенсорсные решения по RPA сейчас стоят намного ближе к автоматизации на языке программирования, чем к роботизации, однако не требуют затрат на лицензии. Обычно выбор довольно прост. Если организация готова платить за лицензии RPA, фонд заработной платы сотрудников, которых заменит робот, превышает зарплаты на лицензии – стоит выбирать проприетарный софт. Это позволит сократить трудозатраты на создание и поддержку роботов, а также гарантирует поддержку вендора в дальнейшем. Также проприетарный софт следует применять при автоматизации в одном бизнес-процессе сразу нескольких технологий: сайт, приложение, база данных, почта, офисный пакет и др. Проприетарный софт позволит использовать один и тот же подход к роботизации разных программ с использованием уже разработанных средств. При использовании опенсорс придется создавать фреймворки для каждого приложения в отдельности. Несмотря на явные преимущества проприетарного софта, опенсорс также имеет свою область применения: обычно его используют при автоматизации работы браузера, а также Rest API. Данные задачи решаются уже довольно давно, и для их автоматизации существует целый ряд хорошо задокументированных библиотек.
Звучит все это замечательно, но мы заметили вот что: некоторые ритейлеры, внедрявшие у себя RPA, потом высказывались в том духе, что технология закрепляет бардак в информационных системах, препятствует их изменению в сторону большей упорядоченности. Вместо глобальной модификации попросту ставятся «заплатки». Да, бардак вполне возможен, считают эксперты. Но не роботы тому виной. «Это происходит, когда организация, которая взялась внедрять RPA, не имеет достаточной квалификации в разработке роботов, – объясняет Кирилл Филенков. – Перед разработкой критически важно провести анализ текущих бизнес- процессов и не просто задокументировать текущее положение дел, но и предложить пути оптимизации производства. Наша компания и наши партнеры обычно тратят до 70% трудозатрат на анализ и доработку бизнес-процессов и только 30% на разработку, тестирование, внедрение. Именно поэтому важно заказывать внедрение первых роботов у проверенных вендоров, а не пытаться построить отдел RPA самостоятельно».
Мы попробовали найти другие минусы технологии. Возможно, ее непросто внедрить? «На самом деле создать программного робота намного проще, чем автоматизировать бизнес-процесс на любом из языков программирования. Это один из важнейших плюсов RPA», – парирует Кирилл Филенков. В идеале поддерживать программных роботов способен даже сотрудник без глубоких знаний программирования. Обычно сложности возникают на этапе анализа бизнес-процесса и создания робота. Качественный робот должен работать всегда, чтобы ни случилось. Зависло приложение, перезагрузился компьютер, не работает система – неважно. Робот должен попытаться сделать все, что от него зависит, чтобы выполнить процесс. Если процесс выполнить не удается, надо сообщить сотруднику о сбое посредством электронной почты, смс или даже звонка на телефон. «Из всего вышеперечисленного следует, что для создания качественных роботов на этапе анализа нужно проработать максимально возможное число вариантов развития событий при выполнении бизнес-процесса, а на этапе разработки предусмотреть максимально возможное число отказов, вплоть до удара молнии в сервер во время землетрясения, и это не шутка, – перечисляет Кирилл Филенков. – Поэтому процесс, который изначально выглядел, как обычная последовательность действий пользователя, состоящий из нажатия десятка клавиш да пары кнопок, в конечном итоге выливается в масштабного робота с сотней возможных действий на разных этапах процесса».
«В одной из организаций, наименование которой я не буду называть из-за соображений конфиденциальности, наша компания создавала робота, который выдавал справки 2-НДФЛ по запросу коллег, – вспоминает подобный случай Кирилл Филенков. – Данный робот брал заявку, формировал справку, заверял ЭЦП и отправлял коллегам. Изначально задачей занимался целый отдел, число сотрудников которого приближалось к сотне. Перед внедрением технологии заказчик захотел «устроить соревнование»: запустить робота вместе с сотрудниками и посмотреть, кто больше справок сформирует. Разумеется, у сотрудников не было шансов, они это понимали. Что они сделали? Не давали роботу задачи! Как только появлялись заявки, их сразу же разбирали люди, даже если были очень загружены работой и не справлялись». Выглядит это как попытка соревноваться в скорости с автомобилем. С одной стороны, мы все проиграем, а с другой – никого сейчас почему-то не беспокоит, что он бежит намного медленнее феррари. На самом деле важно понимать, что RPA не конкурент человеку. Он лишь помощник, который позволит освободить сотрудников от рутины. «С внедрением RPA рабочих мест станет даже больше, – полагает Кирилл Филенков. – Процесс смены профессий сопровождает человечество по мере его развития. К примеру, после изобретения автомобиля практически полностью исчезли профессии извозчик, конюх и другие. Стало ли рабочих мест меньше? Конечно же, нет! Робот даст новый виток развитию технологий, который сократит рутинные задачи и создаст целый ряд новых профессий».
«Данная технология слабо применима в областях, где принятие решений сложно поддается алгоритмизации, – добавляет Кирилл Филенков. – Роботы оперируют булевой алгеброй, если процесс можно описать как последовательность решений «да/нет», то процесс роботизируем. Если такое невозможно, то и RPA-технологии слабо применимы».
«RPA становятся все более интеллектуальными, сложность принятия решений возрастает. Однако, на мой взгляд, пока не будет создан искусственный интеллект, прорывов в данной области ждать не стоит», – комментирует Кирилл Филенков.
Полная версия статьи в журнале «Мое дело. Магазин» (октябрь-декабрь 2021)