04 июл 2025

Пять аргументов в пользу заказной разработки ПО как рекуррентного бизнеса

Юрий Латин, генеральный директор Bell Integrator FabricaONE.AI - ИТ-лидер с более чем 15-летним опытом в отрасли. Руководил командами в крупных компаниях по разработке ПО. В Bell Integrator FabricaONE.AI отвечает за стратегическое развитие бизнеса.

Эксперт FabricaONE.A о том, почему заказная разработка программного обеспечения выглядит таким же прибыльным бизнесом, как разработка продукта

Аргумент первый: экспертиза вашей команды — уникальная ценность для клиента, и вы — стратегический партнер 

Каждый проект требует глубокого понимания технологий, специфики бизнеса заказчика и его внутренних процессов. Это значит, что уровень экспертизы команды по мере работы над проектами для заказчиков постоянно растет. Мы становимся не просто исполнителем, а частью команды клиента и его стратегическим партнером, без которого сложно обойтись. При этом, экспертиза остается внутри команды Bell Integrator, создавая уникальную ценность для клиента. Так заказчик возвращается к нам за знаниями, которые мы накопили в процессе сотрудничества. 

Аргумент второй: Сохранение экспертной команды разработки ПО со знанием бизнеса клиента всегда выгодно клиенту

Разработка сложного ПО — это не про только написание кода. Работа над создание ПО требует погружения нового поставщика в технологии и продукты. Заказчику необходимо сохранить экспертные знания как в области технологий и продуктов, разработанных так и в отношении самого бизнеса. Процесс интеграции нового поставщика в существующие бизнес-процессы, передача знаний от предыдущей команды разработчиков — это длительная и дорогостоящая задача, не дающая гарантированного результата.

Аргумент третий: высокий уровень зависимости клиентов от уже созданных на заказ решений

Переход к стороннему поставщику — это всегда сложно и дорого.  Если заказчик решит полностью заменить систему, это потребует от него значительных инвестиций, что делает такой шаг маловероятным. В конечном итоге экономия при смене подрядчика может обернуться финансовыми потерями и срывом сроков реализации проектов. Поэтому, согласно практике, многие клиенты отдают предпочтение работе с постоянными исполнителями и, при необходимости, обсуждают состав команды, ее замены или изменения ценовой политики. Это обеспечивает необходимый уровень качества сервиса, сохранение экспертности и приемлемую экономию.

Аргумент четвертый: Постоянное улучшение систем — стабильный источник доходов для разработчика ПО

Разработчики играют важную роль в поддержании актуальности и эффективности бизнес-процессов своих клиентов. В условиях динамично меняющегося рынка и технологий компаниям необходимо постоянно адаптироваться и совершенствовать свои системы. Это создает новые возможности для разработчиков, которые могут предлагать обновления и улучшения уже существующего ПО. Совершенствование ПО необходимо клиенту, так его бизнес остается конкурентоспособным, открывая новые возможности для сотрудничества и внедрения инновационных решений. Для разработчиков это дополнительный объем работ, а значит — стабильный доход.

Аргумент пятый: Предоставление дополнительных услуг для обеспечения комплексных ИТ-решений

В рамках долгосрочного партнерства компания-разработчик может предлагать такие услуги, как техническая поддержка, обучение сотрудников, аудит ИТ-ландшафта и систем информационной безопасности, что значительно увеличивает ценность сотрудничества. Комплексный подход позволяет компании стать незаменимым партнером, предоставляя клиенту комплексные решения в области информационных технологий.

Таким образом, услуги по разработке программного обеспечения и аутсорсинг не являются лишь разовыми проектами, а представляют собой полноценный бизнес с регулярным доходом, который требует постоянного общения и взаимодействия с клиентами. Такого мнения придерживаются крупные игроки рынка, такие как ГК Softline. Чтобы оставаться востребованными, ИТ-компании должны не ограничиваться разработкой программного обеспечения на заказ, а интегрироваться в бизнес заказчика, создавать решения, которые будут актуальны на протяжении длительного времени, развиваясь вместе с потребностями заказчика. Именно такая модель взаимодействия помогает удерживать клиентов и обеспечивает стабильный и предсказуемый рост бизнеса.

Отдельно отмечу, что заказная разработка ПО не всегда может быть оптимальным выбором — она нецелесообразна, если на рынке уже есть готовые решения, покрывающие базовые потребности конкретного бизнеса (например, типовые CRM или бухгалтерские системы), или когда речь идет о стандартных задачах вроде видеоконференций или почтовых сервисов, где выгоднее использовать SaaS-платформы. Если у бизнеса нет четкой стратегии, требующей уникальных ИТ-решений, а нужно просто решение разовых задач — можно также ограничиться готовыми решениями: таким компаниям зачастую выгоднее адаптировать коробочные продукты, использовать low-code-платформы или гибкие облачные сервисы с возможностью интеграции.