Тренд года – платформенные решения
В 2023 году, как считают члены ассоциации РУССОФТ, продолжится процесс импортозамещения и перехода к технологическому суверенитету. Аналитики ассоциации выделяют 7 ключевых-ИТ-трендов нынешнего года. Среди них – переход к платформенным решениям и развитие российских платформ. По мнению РУССОФТ, должен состояться «переход от идеологии импортозамещения отдельных ИТ-продуктов к формированию российских платформ, которые смогут заместить целые стеки импортного ПО. Для этого перехода необходимо иметь опыт интеграции продуктов в единую систему, а это задача не столько вендоров – производителей конкретных продуктов – сколько интеграторов, способных собрать систему в целом».
На вопросы редакции отвечает Сергей Головашов, эксперт компании Bell Integrator
«Специальное программное обеспечение вызывает много головной боли у эксплуатантов и интеграторов. В этой нише либо присутствует иностранное ПО, теперь его используют под черным пиратским флагом, либо это иностранное ПО, но с проведенным реверсинжирингом»
- тренды в развитии платформ актуальны сейчас в мире и в России?
Сейчас ситуация в России с импортозамещением иностранного ПО выглядит очень интересно... Что касается офисного ПО, то тут все понятно, и вроде как вектор намечен – программные решения появились и развиваются, стратегия выстроена, работаем. А вот специальное программное обеспечение вызывает много головной боли у эксплуатантов и интеграторов. В этой нише либо до сих пор присутствует иностранное ПО, и теперь его используют под черным пиратским флагом, либо это все то же иностранное ПО, но с проведенным реверсинжирингом, либо просто украденное у сообщества и переоформленное логотипами «нового российского производителя» (некие такие дженерики, но в ПО).
- российские технологические платформы вы считаете наиболее перспективными?
Сейчас вижу хорошие перспективы скорее не платформ, а пока отдельных решений. Так, хорошие перспективы, если не сбавят темп, есть у операционной системы РедОс (РЕД СОФТ – российский разработчик и поставщик решений для ИТ-инфраструктуры государственного и коммерческого сектора). Посмотрим, как будет крутиться Штурвал от ООО «Лаборатория Числитель». Но обе платформы являются развитием иностранных решений. Чисто российских решений на рынке нет!
- структура пакетов ИТ-решений может быть универсальна? Кто их должен формировать?
Тут все зависит от того, кто, как и что будет в ближайшее время патентовать. Недавняя утечка исходных кодов того же Яндекса выдала рынку очень интересный прецедент: с одной стороны, это репутационные потери, наращивание внутренней режимности и безопасности, а, с другой, возможность дать большому сообществу оценить код собственных продуктов и закрыть проблемные места, а также подтолкнуть развитие. Ведь не даром в мире так популярны решения с открытым исходным кодом! Согласитесь, есть здесь рациональное зерно. А патенты... Это что-то про бизнес, но не про развитие.
- собирать и разделять пакеты? Что является важной характеристикой? Существуют ли стандарты для подобных интеграционных пакетов ПО?
Важен весь функционал, нельзя делить решение на какие-то составные части и предлагать их по отдельности. Во-первых, такой подход при недостатке новой части, при отсутствии там нужного реализованного подхода вызовет отторжение пользователя, а, во-вторых, у интегратора, который использует то или иное платформенное решение, не должно быть ограничений, – ведь современный мир настолько разнообразен и в мире ИТ, что одну и ту же задачу человек должен быть в состоянии решить не одним, а двумя, тремя, да хоть сотней различных подходов. Все остальное сводит на нет развитие и созидание.
Какие платформенные решения могут быть востребованы на рынках дружественных стран?
А как обстоит ситуация с нашими автопроизводителями за рубежом? Я видел много наших машин в Китае, на Кубе. Видел автосалон Лада в Дюссельдорфе. Но потребности в данных машинах там нет, там есть свои рынки со своими игроками. Возможно, мы когда-то сможем войти в этот рынок, но тогда наши платформы и ПО должны строиться не под требования ФСТЭК и ФСБ России, а ориентироваться на нужды зарубежного рынка и закрывать их. И только тогда у иностранных потребителей появится интерес к российскому.
С полной версией статьи можно ознакомиться тут: http://bit.samag.ru/uart/more/117